Содержание
- Пояснительная записка «Поклонимся великим тем годам…»……………………………………………………………………3
- Спортивно-музыкальный праздник………………………..5
- Прогулка-поход «Все на старт! »…………………………..8
- Список литературы………………………………………….10
«Поклонимся великим тем годам…»
Пояснительная записка
«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина
- он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат,
даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не
проходит и не гаснет тоска по Родине...».
(В. П. Астафьев)
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Тем более, что нам есть чем гордиться. К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства”. Таким образом, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
* особенности дошкольного возраста,
* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
* отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Есть события, над которыми не властно время. Они навсегда останутся в памяти народной. Именно таким событием является Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Как писал Константин Симонов:
«Война такой вдавила след, и стольких в землю положила, Что в 20 лет и в 40 лет живым не верится, что живы».
9 мая - светлый и радостный праздник. В 2010 году Россия отмечает 65-летие со дня великой Победы над фашистской Германией. Мы никогда не должны забывать о подвиге наших воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой войне.
В этот великий праздник - День Победы - мы вспоминаем всех тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее. Память о войне 1941-1945 года хранится в людских сердцах и передается из поколения в поколение. Много было сооружено мемориалов, памятников, посвященных героям войны. Их именами названы множество улиц в городах России. Много было написано песен, стихов, рассказов, повестей и романов о Великой отечественной войне. И основная задача родителей - формировать в своих детях чувство патриотизма, воспитывать любовь и уважение к ветеранам и защитникам Родины, знакомить детей с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы России.
Спортивно-музыкальный праздник
Цель. Углублять чувство любви к Родине, гордости за родное Отечество; в игровой форме развивать основные физические качества - силу, ловкость, быстроту, координацию движений; воспитывать целеустремленность и настойчивость, чувство товарищества при проведении игр-эстафет; развивать выразительность речи, память, чувство ритма.
ХОД праздника
Спортивный зал празднично украшен. Перед началом праздника звучит фонограмма записи песен военных лет.
1-й ребенок.
Над могилой в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко,
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат российский спит.
2-й ребенок.
Мир солдаты защищали,
Жизнь свою за нас отдали,
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них.
Дети исполняют песню "Наша армия сильна".
3-й ребенок.
Пусть не будет войны никогда,
Пусть спокойно спят города,
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над твоей головой.
4-й ребенок.
Ни один пусть не рвется снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть паши леса
Только птиц и детей голоса.
Вместе.
И пусть мирно проходят года!
Пусть не будет войны никогда!
Педагог. Сегодня мы проводим торжественное мероприятие, посвященное большому празднику. Сердечно поздравляем всех с годовщиной Великой Победы! Каждый год 9 мая мы отмечаем этот праздник, поздравляем ветеранов войны, желаем им здоровья и долгих лет жизни.
Дети исполняют песню "Бравые солдаты".
Педагог.
А солдатом чтобы стать,
Нужно многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, сильным, смелым.
Проводится игра «Батальоны, огонь! »
Дети выстраиваются в шеренгу. Звучит команда «Батарея, на линию огня! Огонь! ». Дети бросают гранаты как можно дальше.
Педагог.
Меткий глаз - залог успеха,
Скажет вам солдат любой,
Чтоб желанная победа
Завершила правый бой!
Сейчас мы проведем наглядный урок:
Кто из вас самый меткий стрелок?
Игра «Меткий стрелок» - попасть мешочком в цель («вражеский танк»).
Эстафета «Доставь снаряды к орудию».
У каждой команды - игрушечный грузовик с мячиками. Задание - быстро провести грузовик, обогнуть кегли змейкой и вернуться обратно. Стараться, чтобы мячики не падали с грузовика. Чья команда скорее справится с заданием и потеряет наименьшее количество «снарядов», та и выигрывает.
Эстафета «Вещмешок».
Задание - быстро надеть рюкзак, обежать змейкой кегли, вернуться, снять рюкзак и передать его следующему участнику.
Педагог.
Чтоб врага застать врасплох,
Примени смекалку,
И не лишней будет тут
Спортивная закалка!
Конкурс капитанов.
Задание - разложить на полу гимнастические палки, так чтобы получился корабль.
Эстафета «Преодолеть заграждение».
Перед командами на высоте 20-25 см от пола натягивается веревка с прикрепленными к ней колокольчиками, погремушками. Задание — быстро подползти под веревкой, так чтобы ее не коснуться и чтобы не прозвенел колокольчик или погремушка; обежать зрительный ориентир, вернуться назад, перепрыгнуть веревку.
Эстафета «Отважные разведчики».
Задание - пролезть в тоннель, перепрыгнуть через препятствие - куб. Обратно вернуться бегом.
Педагог.
Каких спортсменов ловких
Увидели сейчас,
Что значит тренировка-
Ну, просто высший класс!
Педагог. К нам в детский сад доставлено важное донесение. Но оно зашифровано. Надо его расшифровать.
Конкурс «Секретный пакет».
Из набора предложенных букв необходимо выложить слово «Победа».
Педагог.
Нужен мир тебе и мне,
Чистый воздух на Земле,
Птичий гомон, детский смех,
Солнце, дождик, белый снег.
Лишь война, лишь война
На планете не нужна!
Звучит фонограмма песни Д. Тухманова и В. Харитонова «День Победы». Дети совершают круг почета.
Прогулка-поход «Все на старт! » (стадион)
Цель. Способствовать формированию социально-приемлемых способов выражения своего отношения к истории нашей страны. Развивать быстроту, силу, выносливость.
I часть. Сбор детей у детского сада и движение по намеченному маршруту
Дети строятся в колонну по два, следуют за педагогом к памятнику Победы, соблюдая по ходу правила дорожного движения.
II часть.
1 остановка – памятник Победы, возложение цветов
Экскурсия к памятнику погибшим воинам, возложение цветов к монументу.
Победой кончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.
Кто носит орден боевой
За подвиги в бою.
А кто — за подвиг трудовой,
В своем родном краю.
Хотим подарить всем солдатам цветы,
Пусть больше не будет на свете войны!
Пусть солнце сияет и песни звенят,
Пусть будут повсюду друзья у ребят!
III часть. Движение по разработанному маршруту
Далее дети следуют по намеченному маршруту – стадион.
IV часть.
2 остановка – стадион праздничный пробег в честь Дня Победы
А солдатом чтобы стать,
Нужно многое узнать.
Быть проворным и умелым.
Очень быстрым, выносливым, смелым!
Педагоги вместе с детьми в медленном темпе бегут по дорожке стадиона до обозначенного ориентира.
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым.
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат.
Чтоб жили люди, города.
Мир нужен на земле всегда!
V часть. Возвращение в детский сад
Сбор детей, построение в пары и возвращение по намеченному маршруту в детский сад.
Список литературы
- Беспятова Н. К. Яковлев Д. Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М.: Айрис-пресс, 2006.
- Власенко О.П. «Славься, день Победы». - Волгоград: Издательство «Учитель» 2007
- Власенко О.П. «Поклон Ветеранам». - Волгоград: Издательство «Учитель» 2007
- «Давайте, люди, никогда об этом не забудем»: литературно-музыкальная композиция //Открытая школа: Научно-методический журнал, 2010 - №3 - стр.18-20.
- Поговорим о войне: классный час, посвящённый Дню Победы // Классный руководитель, 2010 - №2 - стр.47-53.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека /В.А. Сухомлинский.- Киев, 1975. - 205 с
7. Фестиваль городов-героев, посвящённый Дню Победы// Классный руководитель, 2010 -
- Худякова Н.К. Города солдатской славы. // Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для библиотек и школ, 2011 - №9 стр.58-67.
- Шорыгина Т.А. «День Победы!». Москва:Издательство «Гном и Д» 2007
|